Поиск по сайту:


ТЕЛЕВИДЕНИЕ  1 2 3 4 »
Добавить статью

Функции тележурналистики
Князев А. А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Назначение всех средств массовой информации ... [читать]

Сценарии
А. Тарковский
«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Ес ... [читать]

Спецрепортаж
Чем, по вашему мнению, специальный репортаж отличается от обычного репортажа? Каковы его основные характеристики? [читать]

Памятка режиссеру
Предположим, сюжет строится по такой схеме: 1. Закадровый текст. 2. ... [читать]


   Добавить статью

PR  1 2 3
Добавить статью

Как провести PR кампанию
http://eraznaniy.ru
Ниже приведены первоочередные шаги по налаживанию PR деятельности вашей компании. [читать]

Подготовка PR-кампании
Елена Абрамова
Позитивная репутация — один из основных факторов инвестиционной привлекательности. Если акции компании обращаются на рынке акций, то использование PR-инструментов будет способствовать росту ее капитализации, т.к. на рынке ценных бумаг ничто не ценитс [читать]

PR-текст
Источник: realcoding.net PR – Public Relations. Связь с общественн ... [читать]

Public relations в России и за рубежом
Анализ определений "паблик рилейшнз" "Паблик рилейшнз" (ПР) (public r ... [читать]


   Добавить статью

ВЫБОР ШРИФТОВ ДЛЯ ГАЗЕТЫ

Выбор шрифтов – пожалуй, самый важный и трудоемкий этап создания газеты. Он требует не только высокой квалификации дизайнера, проведения большого количества экспериментов, но и слаженной совместной работы дизайнера с редактором и опытным верстальщиком. Ведь каждый их них видит издание «своими глазами», со своей точки зрения. Некоторые дизайнеры считают, что правильный выбор шрифтов – половина дела. Но, к сожалению, этот этап не заметен со стороны и не очень ценим начальством. Какими же требованиями надо руководствоваться при выборе рисунка шрифта для набора текста? Первое – хорошая читаемость, особенно в мелких кеглях. Второе – высокая емкость, т.к. места в газете всегда не хватает. Третье – шрифт должен соответствовать стилю газеты. Понятно, что тематический вкладыш по искусству и деловой вестник требуется набирать разными шрифтами. Универсальных шрифтов не существует – так что экспериментируйте, пробуйте.

Во времена СССР была довольно большая номенклатура газетных и журнальных шрифтов. Так в ГОСТ 3489-72 в группу газетных шрифтов входили: Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная и Обыкновенная узкая; для набора журналов: Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Пискаревская. Кроме того, шрифты разрабатывались по заказам газет и журналов: Звездочка («Красная звезда»), Трудовская («Труд»), Норма («Литературная газета» и «Московская правда»), Огонек («Огонек»), а газета «Правда» использовала более двух десятков монопольных шрифтов.

К сожалению, далеко не все из этих гарнитур времен «горячего» набора представлены ныне в электронном виде.
Теперь перейдем к рекомендациям по выбору шрифтов. ОСТ 29.125-95 «Газеты. Общие технические требования» регламентирует следующее:
4.1.7 Для набора текста номера газеты необходимо применять не менее двух гарнитур шрифта.
4.1.8 В номере газеты объем текста, набранного рублеными шрифтами, не должен быть более 50%.
4.1.9 Гарнитуры наклонного начертания допускается использовать для набора текста объемом не более 1000 знаков на полосе. (Авт. К наклонным начертаниям относится и курсив).

В книге Мишель А. Картер «Современный дизайн газет» рекомендуется для набора текста выбрать один шрифт, причем лучше – с засечками. Обоснованно считается, что засечки удерживают стройность строки и глазу при чтении легче «вести строку».

В то же время в большинстве российских газет господствуют рубленые шрифты – Футурис с Прагматикой. Особо «продвинутые» используют еще и Фрисет. Некоторые, с большим апломбом редакторы уже объявили все шрифты с засечками устаревшими и скучными. Все чаще раздаются голоса о полном искоренении таких шрифтов из периодики и интернета. В западной прессе, напротив, преобладают шрифты с засечками! Конечно, для исключительного использования рубленых шрифтов в российской прессе есть и объективные предпосылки. При низком качестве офсетной печати эти шрифты все-таки обеспечивают приемлемую читаемость текста. Но сейчас современная технология и оборудование позволяют обеспечить высокое качество печати. Если проявить элементарное уважение к читателям и рекламодателям – выводить оригиналы полос на ФНА или лазерном принтере формата А3 с разрешение не менее 1200 dpi, – то никаких технических ограничений на использование шрифтов быть не должно.

Лучше все-таки применять 2 основных шрифта (но не более): с засечками – для больших материалов и рубленый – для заметок, новостей, сносок, комментариев и т.д. При выборе этой пары нужно обращать внимание на сочетаемость шрифтов. Для таких гарнитур как Журнальная и Офишина имеются хорошо сочетаемые варианты с засечками и соответствующие рубленые. Но можно остановиться и на одном основном шрифте. Существует газета, в которой все набрано одним-единственным шрифтом – Times. И она читается! Но исключения – есть подтверждение общего правила. Исключения возможны, но подходить к ним (делать их) следует крайне осторожно.
Начнем со шрифтов с засечками. Их имеется вполне достаточное количество. Хорошие результаты дает использование шрифтов Journal (Журнальная), Школьная (SchoolBook). Удачное сочетание высокой удобочитаемости при хорошей емкости у шрифта из семейства Times - Ньютон (Newton). Интересные варианты (например, для набора тематических страниц или приложений по литературе и искусству) можно получить при использовании гарнитур Литературной (Literaturnaya) – одной из самых популярных в СССР, Банниковской (Bannikova), Бодони (Bodoni). Для деловых изданий очень удачным может оказаться использование гарнитуры Кудряшовская (Kudryashev). Стильный набор получается при использовании шрифта Офишина (Officina Serif). Довольно спорно использование в газетах гарнитур с тонким штрихом типа Baltica (Балтика), хотя довольно часто встречаются рекомендации по его применению как газетного. В газетах с использованием таких шрифтов возможно значительное снижение читаемости при не очень качественной печати, в процессе транспортировки, реализации, да и при чтении (хотя бы потертости от рук).

Рубленые шрифты можно использовать следующие: Журнальная рубленая (Journal Sans), Офишина рубленая (Officina Sans), Фрисет (FreeSet), вариации на тему Футуры (например, Футурис (Futuris)) или Гельветики (например, Прагматика (Pragmatica)).

Перейдем теперь к заголовкам. То, что творится в огромном количестве газет, – сущее безобразие. Используются все мыслимые и немыслимые шрифты, в том числе и декоративные. Получается натуральная каша. Наиболее рациональным является использование одной основной и не более двух дополнительных заголовочных гарнитур. При этом можно варьировать их различными начертаниями. А вот декоративные шрифты оставьте для рекламы.

Другая крайность – повальное увлечение узкими рублеными шрифтами. Конечно, такие заголовки имеют право на существование. Есть хорошие гарнитуры этой группы, - такие как, Анонс (Compact), Газетная рубленая (Newspaper Sans), Гелиос (Helios) (имеется широкий выбор начертаний), Плакатная (Hermes). При желании можно найти и другие подобные. Несомненным достоинством таких шрифтов является возможность делать крупные заголовки. Но надо учитывать то, что узкие шрифты хуже воспринимаются. Зачастую заголовки, набранные нормальными жирными шрифтами, значительно меньшего кегля лучше читаются и привлекают читателя. Хорошо использовать в качестве заголовочных полужирные и жирные начертания таких гарнитур, как Футурис и Фрисет, шрифты Гротеск Правда (Pravda), Электрон (Dynar).
Весьма редко используются брусковые шрифты и с засечками. А зря. Можно использовать брусковые шрифты: Брусковая газетная (Bruskovaya), Ксения (Xenia) и с засечками: Заголовочная газетная и Заголовочная (Caslon), Бажановская (Bazhanov), Ньютон (NewtonXC).

Довольно сложный вопрос сочетаемости шрифтов заголовков и текста с логотипом издания, колонтитулом и колонцифрой. Логотип должен сочетаться с рисунком основного шрифта издания или быть ему контрастным. Он должен выделятся и при этом не «давить» на текст. В то же время заголовки должны контрастировать с логотипом (или колонтитулом), т.е. зрительно они не должны «сливаться». В оформлении выходных данных на первой полосе и в колонтитуле можно использовать один декоративный шрифт (например, Магистраль), контрастирующий как с логотипом, так и с заголовками для придания изданию стилистического единства.

Для лучшего восприятия заголовки лучше набирать прописными и строчными буквами, а не одними прописными.
Для набора текста следует использовать прямое нормальное начертание. Курсив и полужирное начертание применяются только для выделения, т.к. восприятие текста, набранного этими начертаниями гораздо хуже. Зачастую в газетах злоупотребляют полужирным начертанием в лидах, врезках и т.д. – большие куски «черного» текста просто читать очень тяжело. Кроме того, т.к. заголовки используются чаще всего полужирного и жирного начертания, то такие лиды плохо сочетаются с ними. Лучше использовать для этих целей рубленые шрифты (типа Футурис или Фрисет) прямого светлого начертания кеглем значительно больше основного текста. Для подзаголовков внутри статей можно использовать заголовочные шрифты.

Отдельно остановлюсь на шрифтах для рекламы. Никогда не используйте в рекламе шрифты заголовков и основного текста издания – не вводите читателя в заблуждение. Поэтому, для рекламных статей подберите свои шрифты для текста и для заголовков (они должны достаточно сильно разниться с основными). Не используйте в рекламном объявлении более 3-х гарнитур.

Напоследок несколько рекомендаций по использованию шрифтов (все это очевидно, но не мешает лишний раз напомнить):

1. Используйте шрифты только надежных производителей – этим избежите большинства проблем при печати. Соблюдайте авторские права: для экспериментов можно использовать шрифты и с «пиратских» дисков (хотя, конечно, для этого лучше демо-версии), но, определившись в выборе, купите их у авторов. Кроме того, этим вы поощрите разработку новых гарнитур. Если же все-таки решили использовать «левые» шрифты или собственные – проведите многократные тесты вывода на PostScript устройства и используйте их, если получили стабильно хорошие результаты.

2. При прочих равных условиях используйте шрифты Type 1 (при условии, что вы выводите оригиналы на postscript устройстве) или OpenType (конвертер можно найти на сайте Adobe).

3. Актуальная для газетчиков проблема – с готовой рекламой «тащатся» свои шрифты. Если все это устанавливать на компьютер – не долго довести его до полной неработоспособности. Выход в следующем. Для больших текстовых блоков всегда можно подобрать аналог из имеющихся у вас. Отдельные надписи, выполненные «экзотическими» шрифтами выполняем по образцу в векторном редакторе (Illustrator, CorelDraw) и преобразуем в кривые. Если шрифт «кривой», то придется поработать ручками, а рекламодателю выставить счет за допработу. После этого экспортируем их в формате EPS, вставляем в публикацию и смело удаляем этот шрифт со своего компьютера. Исключения можно сделать для солидных клиентов, особенно, имеющих фирменные шрифты (например, «Сбербанк»).

Другой способ состоит в следующем: выделите в рекламном отделе 1 машину, куда будет направляться вся полученная от заказчика реклама. Если это необходимо, то именно на этой машине и происходит «доведение до ума» рекламы (устранение грамматических ошибок, перевод из RGB в CMYK и т.д.). Результатом этой работы должен стать EPS, который утверждается и направляется на верстку. Иными словами – мы «жертвуем» одной машиной, отдавая ее на растерзание сторонней рекламе.

КОММЕНТАРИИ
  1
  Исаева Людмила (26.01.2016 18:41:22)
     тридцать лет проработала в многотиражной газете "Химик" ОАО "Химпром" (Новочебоксарск). Газету верстали сами, а печатали ее в заводской типографии. Три года, как ушла на заслуженный отдых. Но сегодня позвонила директор типографии и сказала, что недавно пришедший пресс-секретарь внесла новшество в набор текста: он теперь набирается без выключки, т.е. тексты всех статей газеты "пляшут", уйдя на левую сторону. Для меня, как и для нее, это что-то сверх новое. Неужели теперь можно менять правила набора текста? Видела в других газетах, где только первый абзац статьи давали таким образом. А тут - вся газета! Правильно ли возмущены или теперь правила таковы??
  Александр (26.06.2015 11:12:07)
     Благодарю за статью. Помогла
  Катерина (14.11.2012 17:00:44)
     Спасибо! Очень толковая статья с примерами шрифтов.Когда-то начинала работать в газете и работала по готовому. Сейчас вернулась в "газетный мир" вспоминаю все с начала, делаю редизайн издания. Очень кстати тема,супер!Еще раз огромное спасибо
 1
Добавить комментарий:
Ваше имя:

Ваш E-mail:

Введите код:
Защитный код
Текст сообщения:



ГАЗЕТА  1 2 3
Добавить статью

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСОВ
 Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова. = ... [читать]

ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАБОРА
 Нормальный размер пробела между словами во время набора равен ... [читать]

Выбор шрифтов для газеты
Выбор шрифтов – пожалуй, самый важный и трудоемкий этап создания газет ... [читать]

О ЧЕРТОЧКАХ
На заре перестройки, когда все кому не лень бросились издавать все что ... [читать]


   Добавить статью

РАЗНОЕ  1 2 3 4 »
Добавить статью

Контент-анализ медиа текстов
По материалам книги М.М. Назарова «Массовая коммуникация и общество» ... [читать]

Инфотейнмент
ИНФОТЕЙНМЕНТ - читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы ... [читать]

Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое ... [читать]

Пара слов о работе со СМИ
Юрий Калашников
Материал был написан перед семинаром cо школьниками, занимающимися социально-полезной деятельностью. [читать]


   Добавить статью







[фото] [отдых] [школа] [переполох] [про жизнь] [библиотека] [творчество] [дела и подвиги]