|
Функции тележурналистики
Князев А. А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ Назначение всех средств массовой информации ...
[читать]
|
|
|
Сценарии
А. Тарковский
«Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Ес ...
[читать]
|
|
|
Спецрепортаж
Чем, по вашему мнению, специальный репортаж отличается от обычного репортажа? Каковы его основные характеристики?
[читать]
|
|
|
Памятка режиссеру
Предположим, сюжет строится по такой схеме: 1. Закадровый текст. 2. ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Как провести PR кампанию
http://eraznaniy.ru
Ниже приведены первоочередные шаги по налаживанию PR деятельности вашей компании.
[читать]
|
|
|
Подготовка PR-кампании
Елена Абрамова
Позитивная репутация — один из основных факторов инвестиционной привлекательности. Если акции компании обращаются на рынке акций, то использование PR-инструментов будет способствовать росту ее капитализации, т.к. на рынке ценных бумаг ничто не ценитс
[читать]
|
|
|
PR-текст
Источник: realcoding.net PR – Public Relations. Связь с общественн ...
[читать]
|
|
|
Public relations в России и за рубежом
Анализ определений "паблик рилейшнз" "Паблик рилейшнз" (ПР) (public r ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Представляю вашему вниманию советы Яна Чихольда, которые были напечатаны в книге “Избранные статьи о книжном оформлении”. Мною эти советы взяты с сайта dtp (см. раздел “Ссылка”). Единственное, что позволю себе сделать, так это прокомментировать некоторые из них. Почему? Это советы. Они писаны, как всякие другие советы, в тот или иной момент времени, что наложило на них свой отпечаток. Времена меняются. Меняются стили, подходы, мировосприятие. Но многое ли меняется? Правила верстки не есть догмы, но есть выработанный годами, столетиями, опыт, которым никоим образом нельзя пренебрегать.
1. В сплошном наборе антиквой выделения должны выполняться курсивом.
Комментарий. Совет звучит как требование (наверное, из-за слова “должны”). Думаю, что необходимо делать выделения исходя из специфики как текста, так и характера издания. Например, в газете при выделении лучше сменить гарнитуру на рубленую, а может быть даже сделать и полужирной.
2. Строчные буквы никогда и ни при каких обстоятельствах набирать вразрядку не следует.
3. Прописные буквы антиквы необходимо набирать вразрядку всегда и при любых обстоятельствах. Но размер разрядки должен составлять как минимум 1/6 кегля.
Комментарий. На мой взгляд, разрядка есть “пережиток”, который достался нам со времен пишущих машинок. В те, не столь уж и далекие, времена выделения легко и просто делались либо путем набора текста вразрядку, либо набором прописными буквами. Сейчас насущной необходимости в этом нет, а потому… лучше применять другие способы выделения.
4. Выделять начало главы, путем набора лишь первого слова прописной буквой и капителью, лучше всего без отступа, который под заголовком, естественно, лишен всякого смысла.
Комментарий. Выделять начало главы можно разными способами. Более того, набирать первое слово прописными буквами не есть хорошо.
5. Недостаточно выделять основные группы текста внутри главы только слепой строкой. Первая строка новой текстовой группы должна начинаться без отступа, а первое слово быть набрано прописной буквой и капителью. Еще лучше – ввести звездочку посредине, над этой начальной строкой.
Комментарий. Ничего подобного. В ряде случаев этого более чем достаточно, особенно когда место “поджимает”. Вставка звездочки (лучше даже трех) требует уже двух строк.
6. Заголовки чаще набираются не прописными, а строчными.
7. Заголовки первого и второго порядка должны быть центрированы. Последнего порядка сдвинуты влево.
Комментарий. Если речь идет о книгах, то я еще соглашусь, хотя и не люблю центрированных заголовков. Что же касается заголовков вообще, то они, на мой взгляд, зависят от характера издания.
8. В строке должно помещаться от 8 до 12 слов. Строки, содержащие более 12 слов, требуют большего интерлиньяжа.
Комментарий. О выборе ширины колонки я уже писал (см. раздел “Как”). А вот замечание об интерлиньяже есть правильное. Чем длиннее строка, тем большего интерлиньяжа она требует. За счет этого улучшается удобочитаемость.
9. Оформление титульного листа должно соответствовать оформлению книги.
10. Важная предпосылка титула – хороший текст.
11. Строки титула не должны выходить за пределы зеркала набора. Лучше, если главная строка титула будет заметно уже, чем полная ширина набора.
12. Главная строка титула должна набираться шрифтом по меньшей мере на два кегля больше, чем основной текст книги.
13. Большое белое пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться случайным и пустым. Здесь может быть полезной хорошая издательская марка.
14. Страницу с выходными данными лучше поместить в конце книги.
15. Титул должен набираться точно такой же гарнитурой, что и книга.
16. Полужирный шрифт, даже очень подходящий к основному шрифту, вообще нельзя использовать для набора титула.
Комментарий. Совершенно не обязательно. Во-первых, не все гарнитуры хорошо выглядят в больших кеглях и наоборот. Во-вторых, зачем же отбирать право художника на оформление. В-третьих, оформление титула зависит еще и от содержания материала (книгу о плакате не стоит набирать плакатными шрифтами, а вот титул – можно).
17. Строки из прописных букв непременно должны быть набраны вразрядку и тщательно выровнены.
Комментарий. См. комментарий к пункту 3.
18. Цифры в тексте титула надо набирать прописью, только год – арабскими цифрами.
19. Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Лишь в исключительных случаях следует применять более 3-х кеглей, порой достаточно даже двух.
Комментарий. Правильные положения о которых иногда забывают.
20. Главные строки можно выделить строчными, а менее значительные строки унять, набрав их прописными.
Комментарий. Думаю, что здесь ошибка. Все с точностью до наоборот.
21. Название издательства следует набирать меньшим, в крайнем случае точно таким же кеглем, что и имя автора.
22. Заголовок следует располагать в верхней трети, а вовсе не в оптической середине титульной страницы.
Комментарий. Почему? См. мою заметку о “Золотом сечении”.
23. Текст оборота титула следует располагать так, чтобы он, где это возможно приходился на группы или строки титула, по возможности не выходя за их пределы.
Комментарий. Здесь играют свою роль два обстоятельства. Первое – это то, что упомянуто в комментарии к пункту 22. Второе же имеет своими корнями горячий набор и высокую печать.
24. Заголовки и группы в титулах набираются без точек.
Комментарий. Исключением является литература для детей (например, буквари), где ставят точки в заголовках и титулах для закрепления стереотипа.
25. Нельзя применять тире вместо дефиса.
Комментарий. Равно как и наоборот.
26. В одном и том же издании кавычки должны иметь одинаковую форму.
27. Цифры примечаний должны набираться той же гарнитурой, что и основной текст.
28. За надстрочной цифрой или звездочкой (*) ставить круглые скобки не следует ни в самом тексте, ни в сносках.
Комментарий. Это допускается, но это... некрасиво.
29. Перед сноской надо ставить либо пробел, либо ставить сплошную линейку без втяжки, которая должна проходить через всю ширину набора.
Комментарий. В каждом издательстве есть свой внутренний стандарт линеек, которыми отбиваются сноски. Обычно это линейка 20 мм без абзацного отступа. В любом случае, я советую отбивать сноску от текста пустой строкой.
30. Под заголовком, поставленным на середину, втяжка абзаца бессмысленна и некрасива. Первый абзац должен начинаться без отступа.
31. Под заголовком, смещенным влево втяжка необходима.
Комментарий. Спорные утверждения. Следует воспринимать как личное мнение.
32. Курсив используют для выделения ключевых выражений, капителью набирают имена – и в отдельных случаях – названия населенных пунктов.
Комментарий. Выбор типа выделения – это прерогатива редактора, который применяет те или иные виды выделений, исходя из общих правил, традиции, типа издания и т.д.
33. Курсивом нужно набирать название книг, журналов, произведений искусства, зданий, кораблей, которые в этом случае применяются без кавычек, а также слова и фразы на иностранных языках.
Комментарий. Это тот прием, который забывают редакторы. Выделение курсивом можно применять в качестве замены кавычек.
34. Капитель всегда необходимо набирать слегка вразрядку.
Комментарий. Тогда он легче читается. Но именно слегка.
35. Цитаты набирают обычным шрифтом, но заключают в кавычки.
Комментарий. Все зависит от текста и стиля издания.
36. Обычно в кавычки берутся редко употребляемые и требующие пояснения обороты.
37. Необщеизвестные имена собственные, а также слова, употребляемые редко, в переносном значении или с оговорками, могут заключаться в кавычки и набираются обычным шрифтом, а не курсивом.38. Если основным шрифтом служит курсив, то для выделений используют прямой шрифт.
39. Чем больше в тексте концевых строк или строк различной длины, то есть чем пестрее картина набора, тем шире должны быть междустрочные пробелы.
40. Длина книжной строки должна равняться 9 см (20 цицеро).
Комментарий. См. комментарий к пункту 8.
41. В книге нет необходимости в дополнительном пробеле между абзацами. То же и между отдельными сносками.
42. Цифру сноски нельзя приклеивать к слову. Необходимо ставить пробел.
43. В тексте сноски цифры должны быть того же кегля, что и весь текст сноски.
44. Если в книге всего одна сноска, или на некоторых страницах встречаются единичные сноски, то цифра 1 выглядит странно, нужно ставить звездочку. Если на странице несколько сносок, то лучше выбрать цифры.
45. После каждой сноски следует ставить точку.
46. Если несколько коротких сносок следуют одна за другой, то их нужно расположить в горизонтальной последовательности, разделив пробелами.
Комментарий. Так делать можно, но, на мой взгляд, даже короткие сноски (если их не слишком много) следует все-таки делать с новой строки.
47. Очень длинные сноски нужно разбивать, одну половину помещать на левой полосе, другую на правой. Однако следует избегать этого.
Комментарий. Так можно делать только если слово, к которому эта сноска относится, расположено на левой полосе. При этом желательно, чтобы размеры этих “половин” были одинаковыми.
48. Не рекомендуется на каждой странице начинать сноски с цифры 1. Лучше давать сквозную нумерацию по всей книге или, по крайней мере по главам.
Комментарий. Это оправдано, когда много сносок на каждой странице. Если же сноски “кучкуются”, т.е. 5 штук на стр. 10, следующие 4 на стр. 25 и т.д., то лучше начинать их нумерацию для каждой страницы.
49. Вынос всех сносок вместе в конец книги хотя и не является ошибкой, но иногда затрудняет чтение.
Комментарий. Затекстовые примечания применяются: 1) когда автор считает, что читателю лучше ознакомиться с ними отдельно, а не по ходу чтения; 2) они велики по объему; 3) нарушают композицию смешанных (текст с иллюстрациями) полос.
50. На каждой странице должно быть постоянное число строк – признак хорошо сверстанной книги.
51. Иллюстрация и подпись к ней должны образовать вместе прямоугольник, пропорции которого должны приближаться к золотому сечению.
52. Поперечные иллюстрации смотрятся плохо, их следует избегать. Если они преобладают, то нужно использовать поперечный формат и набирать текст в два столбца.
53. Внутреннее поле должно быть в два раза уже внешнего.
Комментарий. ОСТ 29.124-94 определяет только минимальные ширины полей (причем они почти равны).
54. Высокие длинные рисунки помещают в середину полосы.
Комментарий. На мой взгляд, лучше помещать либо в самый низ, либо в самый верх. В этом случае блоки текста не будут казаться “рваными”.
55. Каждый печатный лист должен иметь на первой странице внизу, в площади набора, сигнатуру, состоящую из порядкового номера листа и ключевого слова. Ключевым словом, как правило, является фамилия автора.
56. Сигнатуру нужно помещать слева.
57. Сигнатуру набирают малым кеглем, с отступом на столько пунктов, сколько принято для абзацных отступов.
58. Если колонцифра находится внизу, то сигнатура должна набираться с ней на одной линии.
59. Начало главы должно отбиваться широким белым пространством от начальной строки, обращать на себя внимание применением буквицы, либо чем-нибудь иным.
60. Небольшие иллюстрации должны размещаться таким образом, чтобы соотношение между расстояниями от верхнего и нижнего обреза равнялось 1:2 или 3:5.
|
|
Спиндоктор
Во второй половине XX столетия – и особенно на рубеже XX и XXI вв. – з ...
[читать]
|
|
|
Как написать хороший текст
Не перегружайте своего читателя. Делайте предложения короткими. Пользу ...
[читать]
|
|
|
СОВЕТЫ ЯНА ЧИХОЛЬДА
Представляю вашему вниманию советы Яна Чихольда, которые были напечата ...
[читать]
|
|
|
СПОСОБЫ ПЕЧАТИ
1. Офсетная печать. Она очень похожа на технологию оттискивания штам ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Контент-анализ медиа текстов
По материалам книги М.М. Назарова «Массовая коммуникация и общество» ...
[читать]
|
|
|
Инфотейнмент
ИНФОТЕЙНМЕНТ - читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы ...
[читать]
|
|
|
Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое ...
[читать]
|
|
|
Пара слов о работе со СМИ
Юрий Калашников
Материал был написан перед семинаром cо школьниками, занимающимися социально-полезной деятельностью.
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|