|
Подборка материалов о сибирском кинематографе
Что такое кино из Сибири? О чем оно? Кто его авторы?
[читать]
|
|
|
НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЯРКОГО ВЫПУСКА НОВОСТЕЙ
1. Энергичный талант. Что понимается под словами "энергичный талант". ...
[читать]
|
|
|
Верстка выпуска
Как формировать выпуск новостей? В большинстве случаев выпуски новосте ...
[читать]
|
|
|
ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ ОПЕРАТОРУ И ФОТОГРАФУ
1. Сначала посмотри, потом снимай. Не торопись. Потрать несколько мину ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Как провести PR кампанию
http://eraznaniy.ru
Ниже приведены первоочередные шаги по налаживанию PR деятельности вашей компании.
[читать]
|
|
|
Подготовка PR-кампании
Елена Абрамова
Позитивная репутация — один из основных факторов инвестиционной привлекательности. Если акции компании обращаются на рынке акций, то использование PR-инструментов будет способствовать росту ее капитализации, т.к. на рынке ценных бумаг ничто не ценитс
[читать]
|
|
|
PR-текст
Источник: realcoding.net PR – Public Relations. Связь с общественн ...
[читать]
|
|
|
Public relations в России и за рубежом
Анализ определений "паблик рилейшнз" "Паблик рилейшнз" (ПР) (public r ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Введение
Этот раздел – о проекте. Проекте сибирского кинематографа.
Здесь рассказывается, что это такое, как отличается от кинематографа российского, почему ценно и интересно.
Для чего нужен сибирский кинематограф, мы не будем говорить. Зачем обосновывать очевидное? Кинематограф – это ведь картинка мира, с помощью которой люди ищут в нем свое место. Только почему-то до сих пор сибиряки пользовались картинками, нарисованными в Голливуде или на Мосфильме. Там тоже интересные вещи, но не всегда подходящие для сибирского настроения, взгляда на мир, намерений по отношению к миру.
Наверное, у вас уже возник вопрос: «Вы так говорите, будто сибирский кинематограф или существует, или скоро появится! Но разве это реально?»
Мы беремся доказать, что реально на все сто процентов!
И не только потому, что уже существует несколько ассоциаций, занимающихся съемкой художественного видео. Не только потому, что одна из творческих групп уже подготовила к съемке проект большого художественного фильма.
Просто в Сибири созрело настроение, которое может наполнить фильмы. Созрели идеи, из которых могут вырасти сюжеты и замыслы. Имеются и квалифицированные креэйторы, которые могут оформить смутную идею в броскую формулировку или конкретный замысел.
Хватает молодых людей, которым стало тесно в своих прежних занятиях, которые захотели сделать что-то грандиозное, полностью развернув свой талант и, главное, энергию. Эти люди способны сами, без всяких киностудий, собрать людей, костюмы, реквизит, технику – и произвести фильм.
А главное – в нашей культуре накопилось множество образцов, которым пора уже соединиться в большое полотно, – где будут очерчены место и смысл жизни наших людей, нашего народа.
Соединение разных, пестрых, порой противоречивых плодов, произведений, выражений сибирской духовной жизни может быть обеспечено только кинематографом.
Во-первых, он сам по себе такой вид искусства, в котором сходятся все остальные: литература, живопись (живопись кадра), музыка, театр... Во-вторых, он реально может охватить своим воздействием большую часть народа.
Этот раздел содержит некоторые культурные образы, передающие настроение, содержание, дух будущего сибирского кинематографа. Но – замечу! – возможные настроение, содержание и дух.
Сибирское кино оформляется, встает на ноги, и практически любой человек может задать в нем свое направление. И если это направление ляжет на настроение других людей, оно может стать главным.
Стоит ли упускать возможность?
Можно было бы сказать о потрясении, которое произведет в мире явившееся словно из ниоткуда новое кино с – возможно! – новой формой предъявления содержания, с интересными и волнующими темами, с глобальной идеей, способной объединить людей на большое раздумье или большое дело.
Можно сказать о первых местах фестивалей, о доходах с проката. Но к чему?
Все это вещи еще пока иллюзорные. В отличие от сибирского кино, которое – существует!
Как ребенок, который уже появился на свет, но вся его жизнь – в будущем, сибирское кино – это еще воображаемое, проектируемое, развивающееся будущее.
Что-то в этом разделе может показаться завиральным, что-то – заставит задуматься, а что-то станет приглашением к деловому разговору.
Артем Яковлев-Шестаков
Сибирский кинематограф
Термин возникает очень просто — «сибирский» + «кинематограф». Сложнее понять, почему эти два слова оказались вместе, и почему именно они, и получился не «австрийский комбайн» или «эвенкийская скульптура», а именно «сибирский кинематограф».
Но для этого я и пишу здесь свои слова, чтобы попытаться вам всё.
Мы говорим о феномене сибирского искусства, которое представлено многими и чуть ли не любительскими фильмами. Имена его не слишком известны еще, но фильмы уже смотрит удивленный киномир. Вы не замечали, как соотносятся в последнее время конкурсы наших кинофестивалей – профессиональный и любительский? Любительский гораздо сильнее. Так вот многие эти любительские фильмы поставлены как раз в русле сибирского кино – простого, документального и яркого одновременно.
Почему я называю новое направление «сибирским»? Во-первых, оттого, что фильмы этого направления очень часто ставят именно сибирские режиссеры. Кроме того, именно здесь находятся многие центры видео-индустрии такого типа: Красноярская киношкола, «Фоаэртиана», съемочная группа Изразцова. Во-вторых, сейчас в Сибири появилось множество философских концепций существования – и искусство для их выражения возникло как необходимость. Наконец, в Сибири сейчас формируется субэтнос русского народа – сибиряки. Новый народ получит свою культуру, свое искусство, объединив в себе русский и азиатский менталитет.
Главные принципы сибирского кинематографа таковы (цитата из манифеста сибирского кино):
— Сибирский кинематограф прост. В искусстве сейчас много изощренных форм, и часто, часто — вы заметили — под формой ничего нет. Наш же принцип — если хочешь что-то сказать, говори понятно. Может быть, что твой фильм непонятен людям, значит, они не захотели просто его внимательно посмотреть. Но если люди пришли к тебе, и всё равно не поняли тебя, значит, что-то не так с тобой.
— Сибирский кинематограф подчеркнуто содержателен. Я провозглашаю это содержание положительным. То есть любое новое произведение несет в себе что-то новое, добавляет «хорошо» в искусство мира. Даже если неумелый фильм, самый первый — постарайся тогда вложить в него свою душу всю, целиком.
— Сибирское искусство документально. Оно снимает реальную жизнь. Если оно кажется вам иногда фантастическим — поглядите внимательнее, и вы увидите, что эта грань есть у реальности на самом деле. Любой план, сюжетный поворот должен выглядеть естественно, а главное — быть естественным. Мы никогда не скрываем, что снимаем фильм, съемочная группа не прячется, если попадает в кадр.
— Сибирское кино минималистично. Для выражения идеи не нужен большой бюджет, не нужны излишние средства. Новомн кинематографу нужно так много сказать, что оно не нуждается в добавочном оформлении.
— Сибирское искусство во многом импровизационно. Наши съемки превращаются в театр и за границей площадки, и фильм иногда сам ведет свой сюжет.
— Наконец, суть сибирского искусства — оно служит правде. Правда везде, любым способом — самая ценная крупица нашей жизни. Наша с вами задача — достать эти крупицы, поднять их на вытянутой руке к свету солнца, чтобы все видели, как они сияют. Даже если сибирский фильм постановочен, все равно он должен нести правду — содержанием, игрой, постановкой...
Основа нашего кинематографа — любительское кино. Бери камеру, если нет камеры — бери фотоаппарат, если и его нет, бери хоть ручку и блокнот, а уж если и этого нет — возьми свои глаза и уши, да что угодно, чем ты чувствуешь мир. Выходи на улицу , в лес, в горы — она вся твоя.
И смотри на мир через ОБЪЕКТИВ СВОЕГО ИСКУССТВА. Сделай его красивым, интересным, интереснее любого фильма. Ты почувствуешь, что у тебя появился еще один орган чувств. И этот орган — твое искусство.
Смотри на мир с его помощью, изменяй мир и просто наблюдай за ним. Тогда ты поймешь красоту жизни, и скоро уже достигнешь главной цели сибирского искусства.
Ты сделаешь искусством свою жизнь.
Михал Голота
О новой кинематографии и креативе
Почему в Сибири нет своего кинематографа?
Эта мысль посетила нескольких интеллигентов из города Красноярска. С точки зрения России, этот город расположен в глубинке, на «тунгусской» реке Енисей. Но для сибиряков Красноярск находится в центре их земли.
Земля не испытывает недостатка в людях, способных снимать кино. С появлением видео-камер кино как вид искусства стало независимо от дорогой кинопленки. И крах советской системы, после которого исчезла цензура и появились западные технологии, сделал сибирское кино полностью возможным. Многие сибиряки научились не только обращению с видеокамерами – как любительскими, так и профессиональными – но и навыкам компьютерного монтажа. Появилось даже целое направление «любительского видео».
Но от него не произошло кинематографа! Сибиряки по-прежнему смотрят фильмы, снятые московскими режиссерами, а те даже саму Сибирь представили со своей столичной точки зрения. И когда двое молодых энтузиастов запустили в интернетовский поисковик понятие «сибирское кино», машина не выдала ничего кроме «Сибирского цирюльника».
Впрочем, если бы ситуация с кино была единственной странностью по типу: есть возможность, а дела нет!
Как, к примеру, оценить такое: молодежь, выросшая в постсоветское десятилетие, имевшая кучу возможностей выбрать, что хочет сделать за свою жизнь удивительного и неповторимого, живет по шаблону, подчиняется навязанным стереотипам, вроде обязательного получения высшего образования и устройства на крутую работу.
Где причина того, что небольшие города Сибири, располагаясь в живописнейших местах, имея определенный промышленный потенциал, интересную культурную среду, оказываются обречены на медленное угасание, на постоянный отток молодых, самых перспективных жителей.
Как, наконец, объяснить то, что народ, получив возможность влиять на власть хотя бы через свободные выборы, никак этой возможностью не пользуется и в лучшем случае голосует за самого красноречивого кандидата, а в худшем вообще не является на избирательные участки!
Да здравствует продукт!
Красноярские интеллигенты, с которых начался наш рассказ, предположили, что причина всех этих несуразиц кроется в деструктивности российского – и в том числе сибирского – общества.
Они заметили потрясающую неспособность большинства взрослых россиян понимать, что и для чего они делают, каковы будут последствия их дел. Понятно, что результатом становится масса безответственных поступков, иногда нелепых, а иногда страшных, когда, к примеру, наркоделец ради выгоды подбивает юношу сесть на иглу.
Личная выгода – сиюминутная, мелочная, – стала символом жизни этих людей. Они никак не стремятся развивать регион, страну, в которой живут, потому что не видят в этом ни малейшей пользы для себя.
Деструктивному отношению к жизни было противопоставлено конструктивное: когда человек четко видит цели того, что делает, когда он производит продукт, ценный для общества.
Коронным вопросом конструктивистов стал: «А каков продукт вашей деятельности? А какую пользу вы принесли?»
В классическом кинематографе действуют те же принципы. Есть цель: снять фильм с такой-то идеей по такому-то сценарию. Вся съемочная группа работает на эту цель, каждый вносит вклад сообразно своим умениям и талантам: один ставит, второй снимает, третий монтирует, четвертый освещает. И у каждого очевиден продукт его деятельности.
Конструктивисты видели жизнь возможного российского общества как большой производственный процесс, где каждый человек в меру способностей приносит пользу, и пользу можно измерить.
Это отнюдь не была машина с множеством безгласных винтиков. В этом обществе каждый был Героем, со своим неповторимым творчеством. Но творчество каждого должно было быть полезно – продуктивно!
Конструктивисты организовали производственный процесс: собрали кружок ярких молодых людей, стремившихся развить и употребить свои таланты, начали издавать книжки, снимать социальную рекламу – ее со временем мечтали довести до уровня «сибирского кино». Фильмы и книги должны были как-то влиять на общество: пропагандировать ценность творчества, показывать, как можно решить больные проблемы.
Проектировались газеты, передачи, которые, по замыслу, должны были работать на оздоровление общества, на продвижение идей счастливого, гражданского, конструктивного будущего.
Почему продукта нету?
Но большинство глобальных проектов увядало, не будучи даже дописано. А из снятых видеороликов самыми популярными были те, про которые никто не мог сказать, какую пользу они приносят обществу, к примеру, фильм про снег, обычный снег, который вдруг предстал перед зрителями целым загадочным миром.
Становилось ясно: продукт – вещь слишком однозначная в своей полезности. А если продукт ставится на конвейер, он и вовсе становится штампом.
Хорошо покупать одинаковый по выпечке хлеб или одинаковые по размеру сапоги. Но невыносимо смотреть одинаковые фильмы, читать одинаковые книги. Даже одинаково жить было бы скучно.
Но проблема заключалась даже не в этом. Четко и однозначно поставленная цель (которая требовалась при «работе на продукт») неизбежно сужала человеческие намерения, внутренний потенциал, энергию; они могли выплеснуться в деятельности – и не выплескивались. Цель не оставляла возможности для новых ходов, импровизации, спонтанного творчества.
Авторам становилось неинтересно работать дальше, – и проекты «загибались».
…Так же и в кино. Четко выстроенная режиссерская концепция оставляет актерам совсем немного места для проявления себя. Да и сам режиссер остается в плену продукта, который ему необходимо сделать талантливым, способным завоевать популярность. Ради этого режиссер неизбежно поступается многими своими идеями и замыслами – и делает мир беднее.
Главное – желание творить!
Начало оформляться новое объяснение того, почему при огромном количестве возможностей используются лишь крохи.
Люди просто не умеют чувствовать себя, не умеют использовать свою энергию и фантазию. А свои спонтанные желания и побуждения большинство людей считает вредными и подавляет. Давит само себя.
Альтернатива подобному положению дел – креатив, креативные действия в так называемых «точках роста».
Что это за точки?
В некой области, не важно, географической или же в сфере человеческой жизни, возникает у одного человека или группы людей осознанное намерение – создать что-то новое, что-то переменить. Это и есть креатив, а область, в которой он проявляется, – точка роста (человек или группа людей достигают здесь чего-то нового, растут). Не всегда понятно, что станет продуктом роста, но можно предугадать, что все же будет создано нечто необычное, произойдет прорыв в новую жизнь.
Если рост поддерживать, развивать, а не подавлять, то вполне вероятно, что именно инициативы энергичных людей продвинут в будущее и отдельную территорию, и всю страну.
Важно только, чтобы инициативы были осмыслены, чтоб инициативные люди понимали, почему (не зачем, а почему) они считают важными именно такие дела, такую активность, а еще понимали, к чему все это может привести и не будет ли кому-нибудь плохо от подобных спонтанных инициатив…
Проект о крыльях, небе и свободе
Из инициативы родился проект фильма «Птицы».
Одному молодому литератору пришло в голову рассказать на новый лад старую легенду: как мастер решил сделать крылья для человека, чтобы тот стал подобен божьим ангелам. Поскольку литератор был еще и профессиональным историком, а также социальным проектировщиком, мечтавшим увидеть когда-нибудь в России торжество идеалов свободы, он поместил историю о крыльях и стремлении в небо в 1864 год, когда после отмены крепостного права народ, считавший себя обманутым, искал «подлинной воли».
Замысел фильма о свободе и правде был усилен драйвом, который автор испытывал от необходимости отстаивать свою любовь и творческую независимость.
Друг автора, студент театрального вуза, с большими режиссерскими намерениями, загорелся идеей экранизировать историю. Этот парень жил в Минусинске, глубинном сибирском городе с почти нетронутым (но, увы, уже разрушающимся) историческим центром, замечательно яркими архитектурными памятниками, выразительной природой. Если еще прибавить про знаменитый городской театр, который реально мог предоставить для съемок и актеров, и костюмы, Минусинск становился почти идеальным местом для съемочных работ.
И проект завертелся. Была собрана небольшая команда таких же энтузиастов. Те начали вспоминать свои связи, собирать ресурс – и организовывать сибирское кино.
То самое, которого не было и, казалось, быть не может.
Новый кинематограф родится в райцентрах!
И выяснилось, что в Минусинске, сохранившем еще патриархальную доверительность отношений, в том числе между горожанами и чиновниками, проще, чем в Красноярске, а тем более в Москве, договориться об использовании исторических зданий, обеспечении проживания и питания, даже о перекрытии улиц в центре города во время съемок. Имелась бы еще в Минусинске хорошая видеотехника, – и можно было бы с уверенностью сказать: здесь снимать кино гораздо удобнее, чем в краевом центре.
Но для Минусинска съемки фильма могут стать ресурсом никак не меньшим, чем сам Минусинск – для съемок.
В уютном – но слишком уж глубинном, завязанном на штампы и стереотипы – городе у молодых людей совсем нет возможности проявить себя, изменить свою жизнь и среду вокруг себя, свой город. О том, что можно самим создать для себя возможность, молодым минусинцам как-то не приходилось думать.
И тут появился фильм – нечто небывалое и интересное. Место, куда можно было бы прийти работать – и работать с интересом. Способ прославиться для юных провинциальных честолюбцев. Да просто новый способ работы, не избитая форма жизни.
Фильм и съемочный процесс могут стать хорошим местом для выхода внутренней энергии, креатива молодых минусинцев.
Почему кинематограф «новый»?
Но как насчет предельно жестких рамок, которые слаженный съемочный процесс ставит перед своими участниками? Ведь актеры делают то, что им скажет режиссер, и постоянно помнят о своей обыденной жизни до и после съемок.
И когда съемочной группе перестало быть интересным просто снять яркую идейную вещь – отвлеченную проповедь – а захотелось изменить что-то в Минусинске, да и не только в нем, самим фактом съемок, тогда им пришла в голову идея совершенно нового кинематографа. Такого, который только фиксирует на кинопленку или на видео творческий поиск актеров. Не игра лежит в его основе, но жизнь.
…Сначала просто родилась идея совместить производственный процесс и образовательный проект. Присоединить к съемкам летнюю выездную школу, участники которой, наблюдая за актерской работой, а то и играя в фильме, чему-то учились бы.
Просто актёрскому мастерству учить здесь не очень интересно: старо, банально. Интересно было бы попробовать учить «креативу вообще».
Но в некоторых красноярских выездных школах уже пытались именно учить креативу, то есть давали набор знаний, умений и навыков, необходимых для «креативных» профессий: дизайнера, режиссера, редактора. И независимо от того, насколько умно был выстроен учебный процесс, он не привел ни к чему. Участники стали старательно применять полученные знания, превратив их в новый шаблон.
Появилось подозрение, что креатив — не столько способ деятельности, общий для каких-то профессий, сколько определённое отношение к себе, к окружающей действительности. Другими словами, креатив – это определенная картина мира.
Но любое хорошее образовательное мероприятие есть место, жизнь в котором дает участникам те или иные знания, и понимания, какие именно – зависит от свойств места. Что если создать такое место, жизнь в котором изначально предполагает креатив?
И тут пришли к уже упомянутому парадоксу: процесс работы над фильмом таким местом быть не может.
Тут и родилась идея: что если рамки для действий актеров будет задавать не режиссер, не сценарист, а сама ситуация, организованная на съемочной площадке? Если вся съемочная команда попадет в мир, в котором события, происходящие в фильме, вполне логичны, вытекают из законов этого мира, получается, что не нужно даже ничего играть, а нужно действовать «как по правде». Жить, но жить совершенно по-новому, постоянно сталкиваясь с непривычными ситуациями и принимая спонтанные решения.
Жить креативно!
Одновременно сам фильм выиграет от того, что получится на сто процентов жизненным, способным увлечь зрителей. Яркости, творчества там будет гораздо больше, ведь к идеям и замыслам сценариста и режиссера прибавятся пробы, ходы всех актеров.
На том, что молодые люди строят свои миры, организован образовательный процесс действие «Школ развития», – такие ежегодно проводятся в Красноярске. Как проживать в этих альтернативных мирах, могут подсказать участники ролевого движения.
Остается один вопрос: как наилучшим способом фиксировать эту жизнь на пленку, как совместить образовательное действие с производством?
Этот вопрос может решиться, только если кто-то попробует снять подобное новое кино.
Команда, затеявшая проект в Минусинске, уже решилась.
«Креативный кинематограф»
Вырисовалась следующая схема работы:
Кастинг – набор актеров – проводится в формате вступительных экзаменов. Там будут проверяться не только техники актёрской игры и соответствие фактуре образов (персонажей), но и способность понять, что за человек этот персонаж, чем дышит, какое место в мире занимает.
Потом на несколько месяцев наступает заочный период. Отобранные участники погружаются в материал эпохи, знакомятся с литературой о том времени, размышляют над возможными жизненными путями своих героев – да и вообще людей – в то время, в той ситуации. Это, кстати, даст возможность взглянуть на конкретный исторический материал, известный еще из банальных учебников, с точки зрения жизни, живого человека, с точки зрения подлинной Истории.
Перед самыми съемками происходит «сборка», в форме той самой выездной школы. На ней моделируется мир, в котором происходит действие фильма, оформляются знаки, символы, которые определяют жизнь в этом мире и позволят участникам (и, возможно, зрителям) включиться в сюжет и эпоху.
И уже по ходу сборки запускается сам съемочный процесс.
Похоже, из этого вырисовывается действительно новый кинематограф, в котором креатив существует не только для доработки режиссерского замысла и актёрской игры, но позволяет моделировать мир, в котором происходит действие.
Можно ли таким путем научиться снимать кино про картины мира, а не только про события и сюжеты?
На этот вопрос ответит только практика.
Сибирское кино оформится как искусство нового времени, искусство перспективное, при двух условиях.
Первое – если люди, способные его производить, почувствуют в себе желание создать с помощью кино что-то совершенно новое, вплоть до нового мира.
Второе – если появится хотя бы контур идеи, вокруг которой можно будет начать создавать новый мир.
Идея уже есть. А желание можно разогреть…
А только ли в кино возможен креатив?
Не тем ли самым путем можно разрешить и другие несуразицы нашей теперешней жизни?
Вбросить идею, пробудить желание работать с ней, создавая нечто новое – и разворачивать большой обновительный креатив на всю страну!
Влад Вахтангишвили
О проекте «Птицы»
Нельзя учить снимать кино. Его надо просто снимать.
Само собой, каждый раз прежде, чем приступить к съёмкам, человек должен задаваться вопросом, нужно ли будет его произведение кому-то кроме него самого. И, самое главное, какое влияние оно окажет на среду, в которую предполагается вынести проект.
И окажет ли хоть какое-то влияние?
Часто бывает так, что талантливый режиссер, пригласив вполне профессиональных актеров, в итоге выдает среднюю, если не бездарную картину. Так бывает, если кинематографисты работают ни для чего другого, кроме как для собственной выгоды: ради денег или громкого имени. За такой картиной стоит многомиллионный бюджет, но никакой мысли. Поэтому нет и никакого драйва, картина не задевает зрителя, он не может понять «об нее» ничего нового. В итоге мы получим очередной силиконовый продукт.
К этой категории можно отнести фильмы, снятые в 1990-е годы. В основе большинства новых российских фильмов лежит глупое подражание западному кино, причем не лучшим его образцам. Причины подражания, на наш взгляд, кроются в желании российских кинодеятелей, особенно бизнесменов от кинематографа, сделать прокат отечественных картин столь же доходным, как прокат западных. Но, не достигнув голливудского блеска и эффекта, они лишь уничтожили стержень российского кинематографа, традиционно предъявлявшего зрителю содержательные размышления, осмысление событий жизни. Итогом стал упадок нашего кинопроизводства.
Но что такое содержательные фильмы? Какие они бывают?
Я делю их на две категории. В первую входят работы, отснятые в 1950 – 1970 годы. Они пронизаны каким-то светом; содержательность их в том, что они создают определённую эмоциональную атмосферу, позволяющую прочувствовать самого себя и свои отношения с миром. Среди этих фильмов - «Королева бензоколонки», «Стряпуха» и другие.
А еще есть вторая категория. Эти фильмы устраивают для
зрителей прорыв в нечто абсолютно новое, переворачивающее с ног на голову картину мира. Они учат зрителя видеть жизнь вокруг себя глубоко и – по-своему, создают условия для того, чтобы люди задумались и начали что-то понимать про устройство жизни. Именно такие работы становятся шедеврами мирового масштаба.
Одними из самых ярких, глубоких и по художественному исполнению, и по глубине смысла, силе идеи стали работы Серго Параджанова, из «национальных», запечатлевших красоту жизненного уклада украинского, грузинского народов, и на этом фоне показавших путь отдельных людей – путь к своей правде. Это «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости». К фильмам этого же класса можно отнести некоторые работы известного только в узких кругах Александра Лески.
Это то, что есть. Бог знает еще, какое кино будет в XXI веке. Ясно одно: это кино должно быть именно содержательным, рассчитанным на то, что у зрителя после просмотра появятся новые ощущения и понимания, произойдет развитие. Потому что когда-нибудь зритель, даже самый «простой» и невзыскательный, устанет от броских и пустых фильмов, после которых у него возникает один и тот же набор эмоций – и выключит телевизор.
А еще ясно, что это кино, по крайней мере, сначала, должно создаваться не на профессиональных киностудиях. Дело в том, что сама атмосфера студий, устоявшиеся там отношения будут работать на создание картин, рассчитанных на коммерческий успех, ради которого можно забыть про художественность и цепляющие идеи.
Будущее отечественного кинематографа – за неформальными, некоммерческими творческими ассоциациями, которые уж точно будут снимать кино не за деньги. Деньги можно заработать, только если вы встроены в отлаженную машину киноиндустрии. Творческие ассоциации изначально создаются ради творчества – и творческого воздействия на мир.
Будущее отечественного кинематографа по той же причине – за технологиями видео. Некоммерческим, неформальным структурам просто не по карману дорогое кинематографическое оборудование. Видеотехника куда как дешевле, а видеомонтаж можно организовать даже в домашних условиях.
Будущее российского кинематографа – за регионом, где по принципу нет кинематографа (а значит, и традиций, цепляющих за прошлое и препятствующих свободному креативному поиску).
Будущее отечественного кино – за Сибирью.
НОВОЕ СИБИРСКОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ КИНО.
К истории проекта
Первый, пробный проект большого фильма, снимаемого в Сибири ассоциацией красноярских студентов и школьников, называется «Птицы».
Идея появилась у молодого красноярского писателя, студента исторического факультета КГПУ Михаила Седонюка-Аверкова. Он же написал сценарий – о силе творчества, о том, как сильные, активные люди пытались изменить мир и человека, превратив его в свободную птицу, и для этого занялись изготовлением крыльев. Смысл сценария был в том, что, на самом деле, счастливой жизни нечего искать на небесах, ее нужно создавать на земле, изыскивая ресурсы для этого в самих себе.
Черновик работы был отснят в течение 20-ти дней во время Летней Школы Кино и Журналистики, проходившей в августе 2001 года под Красноярском. Постановщиком был талантливый молодой режиссер Дмитрий Булин (ныне студент ВГИК).
Но этот фильм, действительно, оказался черновиком, в основном из-за разнородной, лишенной всякого единства сюжетной линии, отсутствия цельной режиссёрской идеи, а главное, из-за непригодной для съёмок натуры (ясно, что в типовом пионерлагере невозможно было воссоздать атмосферу провинциального городка XIX века) и слабого технического обеспечения, рассчитанного в основном на учебные проекты. Художественной ценности этот проект не имел.
Но как раз тогда стало понятно, что красноярские молодые люди вышли из состояния, когда пределом творческих стремлений было снять небольшой, не очень сложный в идейном плане ролик, рассчитанный на узкий круг знакомых. Они почувствовали в себе силы создавать большие произведения, с идеей, призванной что-то разъяснить большому количеству людей.
А мы снимем по-новому!
В январе 2002-го года ряд былых участников Школы Кино и Журналистики принял решение воплотить идею о мастере, сделавшем крылья для людей, в новом фильме. Его предполагали сделать уже «настоящим», так, чтобы потом можно было показывать в кинотеатрах, популяризировать среди молодежи.
За первую половину 2002 года был разработан и создан новый сценарий. В нем основное ударение было сделано на обретении людьми свободы: сначала формальной, политической, а уже потом, когда она не помогла решить общественные несообразности, свободы внутренней, духовной. Преобразование жизни было показано как следствие обретения людьми свободы: свободы определять свою судьбу, свое благополучие.
Этот фильм должен сыграть роль декларации, демонстрации того, как можно организовывать свою жизнь (через яркие образы героев – общественных деятелей, увлеченных искателей истины), о чем можно размышлять, к чему стремиться.
Сама демонстрация непривычных ценностей и стремлений должна подтолкнуть зрителя к поиску чего-то нового, не штампованного, яркого, а в идеальном варианте – помочь молодым людям самоопределиться, найти места для приложения сил, как в личной, так и в общественной деятельности.
Этого, в принципе, не делалось в российском кино никогда.
Каким будет этот фильм
В плане выразительности ориентир делается на национальный, народный колорит; разветвленный и бурно развивающийся сюжет, а также на высококачественный изобразительный ряд, предполагающий эстетически яркие сцены и кадры.
Впрочем, фильм имеет гарантированный потенциал зрительского интереса — за счет того, что в фильме фактически дается вариант новой концепции русского патриотизма (основанной на созидании новых культурных ценностей и уважении к Человеку), которую так долго ищет общество. А жанр сказки придает фильму особую привлекательность и выразительность.
Сказка ценна как форма ненавязчивой передачи некоего мнения, некой истины. Одновременно сказочный жанр предполагает захватывающее действие, проявление сверхъестественных сил, завершающееся традиционно победой добра над злом.
Но особую привлекательность должен иметь жанр современной русской сказки. «Современная», значит, актуальная, отвечает на вопросы, волнующие современных людей. Кроме того, сам по себе жанр современной сказки, не вполне разработанный, предоставляет возможность для множества творческих находок.
Особенно интересно то, что сказочное действие разворачивается на реальном историческом фоне, создаваемом многочисленными воспоминаниями и высказываниями героев, мелкими, но выразительными деталями.
Исторический контекст составляет важнейшую часть замысла.
События, связанные с поиском русскими людьми возможностей для достойной жизни, должны быть представлены столь же историчными, как отмена крепостного права, борьба славянских народов за независимость.
Есть еще три момента в замысле, прямо связанные с историческим контекстом. Во-первых, события, известные читателям по школьным учебникам, как сухие факты, предстают перед зрителем в виде «живой жизни». Во-вторых, фильм в целом предлагает новый взгляд на российскую историю, ее смысл и наиболее выдающиеся вехи. В-третьих, фильм содержит элементы «альтернативной истории»: в губернском городе происходит то, чего не было, но что могло бы быть.
В рассказе о прошлом отчетливо виден вопрос о будущем: о путях развития России, живо интересующий молодое поколение. Кроме того, на ряд жизнеопределяющих вопросов, встающих перед молодежью: «Кто я?», «Могу ли я изменить жизнь?», «Как нужно жить: пассивно или активно?» - фильм ставит и дает вариант ответа (оставляя, однако, дискуссию открытой).
В фильме используется весь арсенал приемов, наработанных современным мировым кинематографом. Ориентация делается на динамичный кадр, быструю смену плана, позволяющую увидеть действие «объемно», со всех сторон, полное соответствие музыки движению в кадре.
В качестве творческого эксперимента планируется сделать в
основной фильм ряд вставок, выполненных в формате музыкального клипа – или скомпонованных из статичных цифровых фотографий.
Особый упор делается на творческое развитие манеры Серго Параджанова, основанной на активном и сочном использовании символов, в том числе из национальной мифологии, на игре кадра и света, на особом, любовном внимании к повседневной жизни людей (Параджанов опоэтизировал быт и хозяйство крестьян Закарпатья и Грузии).
Музыкальное оформление представляет собой четыре блока:
-фольклорные произведения, в том числе не известные широкому зрителю и слушателю, передающие национальный колорит, национальную основу произведения, а кроме того, выражающие самые глубокие страсти, глубинные переживания героев;
-произведения классической музыки середины XIX века, позволяющие, с одной стороны, почувствовать дух эпохи, а с другой стороны, выразить настроения, общие для разных времен и народов;
-песни российских бардов и русского рока, служащие подкреплением и развитием сюжетных линий, где события осмысляются и оцениваются с позиции современных креативных людей;
-песни и музыка, написанные специально для фильма (функция такая же).
Музыкальное оформление должно скрепить цельный Образ фильма, атмосферы, передающей на чувственном уровне всю смысловую нагрузку.
НЕМНОГО О МАТЕРИАЛЬНОМ
От технического воплощения работы зависит многое. Великолепный сценарий, выразительная режиссерская интерпретация – все это сойдет на нет, если в фильме будет некачественный звук, цвета размытые, а костюмы собраны из обрывков тканей и эпох.
Минусинск был избран местом съемок не случайно. Там есть очень хорошая материальная база: костюмерные знаменитого Драматического театра, замечательные природные виды и сохранившиеся почти неизменными с XIX века улицы Старого города. И, главное, там есть кадры для будущего фильма: студенты Красноярского краевого училища культуры, специалисты по актерскому мастерству, профессиональные режиссеры, операторы, специалисты по звуку, по вокалу (фильм планируется сопроводить мощным саунд-треком, и часть песен будет создаваться и записываться специально для этого проекта). Все эти люди высказали желание участвовать в работе над фильмом: кто в качестве актеров (в отличие от Летней школы, почти профессиональных!), кто в качестве консультантов.
Кроме того, Минусинск – важный центр ролевого движения (собственно, здесь одно из мест его зарождения в Красноярском крае). Сейчас существует предварительная договоренность с местным клубом ролевиков об их участии в съемках и предоставлении костюмов (а костюмы эти почти с полной достоверностью воссоздают одежду славян в средние века). Кроме того, ежегодно в Минусинске в начале июля проводится большая ролевая игра, где, кроме всего прочего, устраивается Купальская ночь. Посмотреть на нее приезжают люди со всех концов Красноярского края. Таким образом, сцена ночи накануне Ивана Купалы, фигурирующая в сценарии, может быть снята со всей возможной красочностью и достоверностью.
Съемки будут проводиться в залах Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова, во всех его филиалах (в том числе – в усадьбе декабриста Крюкова), а также на улицах старого Минусинска. Кроме того, планируется, что ряд сцен будет отснят на территории Хакасии, возле известного Талштыпского кургана, сам вид которого напоминает о множестве исторических бурь и перемен, отшумевших возле этого кургана.
ОТБОР АКТЕРОВ. КАСТИНГ.
Отбор артистов на все роли будет проводиться по конкурсу. Кастинг (отбор, в переводе с английского) состоится в Минусинске, предположительно 20 января 2003 года. Участие в нем могут принять молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, имеющие представления о том, что такое кино и съемочный процесс, владеющие основами актерского мастерства, или хотя бы чувствующие, что искусство кинематографа – это стезя, где они смогут реализовать свои способности, получив от этого максимальное удовольствие.
Кроме того, если снимать по-настоящему креативное кино, участники съемочной команды, а значит, и кастинга, должны иметь представление о возможных мирах, где люди живут в другой логике, чем мы, исповедуя другие ценности. Они должны быть готовы сами создать такой мир и жить в нем. Причем, поскольку мир будет строиться на конкретном материале истории России времен Александра Второго и «великих реформ», а также истории и культуры зарубежных славян, от белорусов до словенцев, желателен интерес и хотя бы какие-то познания в этих областях.
Сугубо формальная информация: Для участия в кастинге необходимо иметь:
документ, удостоверяющий личность;
характеристику с места учебы (школа, вуз) или работы;
медицинскую справку;
для несовершеннолетних – расписку от родителей, в которой будет оговорено их согласие с участием их сына или дочери в съемках;
по возможности – характеристику из творческого коллектива, в случае, если участник кастинга состоит в таковом.
Кроме того, обязателен оргвзнос в размере 100 рублей с одного участника. Эти деньги будут употреблены на покупку канцелярских принадлежностей и оплату средств связи.
Кастинг будут проводить режиссер проекта, звукорежиссер, автор сценария, научный руководитель, а, кроме того, ряд консультантов и один из представителей структур, финансирующих проект.
Программа и критерии отбора будут обявленны уже на самом кастинге. В ходе его для участников будет проведена образовательная программа для первоначальной подготовки к участию в съемках.
Дерзайте...
Артур (10.12.2008 5:45:38) |
Очень интересная статья. Я всегда мечтал быть актером!
|
|
|
|
|
Спиндоктор
Во второй половине XX столетия – и особенно на рубеже XX и XXI вв. – з ...
[читать]
|
|
|
Как написать хороший текст
Не перегружайте своего читателя. Делайте предложения короткими. Пользу ...
[читать]
|
|
|
СОВЕТЫ ЯНА ЧИХОЛЬДА
Представляю вашему вниманию советы Яна Чихольда, которые были напечата ...
[читать]
|
|
|
СПОСОБЫ ПЕЧАТИ
1. Офсетная печать. Она очень похожа на технологию оттискивания штам ...
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|
Контент-анализ медиа текстов
По материалам книги М.М. Назарова «Массовая коммуникация и общество» ...
[читать]
|
|
|
Инфотейнмент
ИНФОТЕЙНМЕНТ - читателю все равно, с помощью каких методов, жанров вы ...
[читать]
|
|
|
Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание
Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, что практически любое ...
[читать]
|
|
|
Пара слов о работе со СМИ
Юрий Калашников
Материал был написан перед семинаром cо школьниками, занимающимися социально-полезной деятельностью.
[читать]
|
|
Добавить статью
|
|